В обеих играх корабли — нечто среднее между дирижаблем и обычным мореплавательным судном. И мы совсем не обязательно примеряем фуражку капитана — управление может взять на себя любой член экипажа. Желающих рулить обычно мало (палить из пушек куда веселее, чем носиться с ремонтным инструментом или стоять у штурвала), но тут уж не до капризов — мы все-таки часть экипажа, а значит, придется и починкой заниматься, и рулить, если больше некому. Действовать дружно, шустро подстраиваться под обстоятельства — главные правила, которые в равной степени действуют в обеих играх.
Жаль, играется это все не в открытом мире, а в сессиях. Режимы в обеих играх удивят едва ли — командный deathmatch, захват точек, вариации на тему. Разработчики Guns of Icarus хотят все же организовать открытый мир с городами, политической, экономической системой и PvE. Ради этого они запустили кампанию на Kickstarter, но собрали не так уж много. Пока не понятно, что из этого выйдет.
Корабли в Guns of Icarus устроены по-стимпанковски мудрено: множество труб, непонятных приборов, датчиков — и это не муляжи! Они честно пытаются вести себя правдоподобно. Если подорвать главный пропеллер, судно пролетит по инерции и вскоре намертво зависнет в воздухе. Починили — все снова работает. Штука в том, что деталей много и после вражьего залпа на ладан дышит все. Нужно правильно определить приоритеты — и строго в соответствии с ними чинить детали. Зачем нам огнемет, если корабль вот-вот лопнет из-за дырявого газового баллона?
► Guns of Icarus Online. Большинство кораблей весьма крупные: несколько палуб, закутки с пушками, капитанский мостик. Не ленитесь изучить судно. Поворот не туда чреват потерей драгоценных секунд, а в бою это критично. ► Air Buccaneers. Процесс починки ужасно скучный. Достаем бубен, зажимаем клавишу — и корабль чудесным образом восстанавливает прочность. А в Guns of Icarus приходится бегать с молотком к разным деталям — это не в пример динамичнее. Встав у штурвала в Guns of Icarus, можете сразу выкинуть железобетонное WASD из головы. Сначала задается тяга, а уже потом направление и высота; кроме того, кораблю требуется время на разгон. Чтобы выделывать лихие трюки, придется здорово поднатореть.
В Air Buccaneers к кораблям и управлению отнеслись небрежно. Дирижаблем там называют хлипкий деревянный плот, прилаженный к газовому баллону. Ни о каких хитроумных приспособлениях и речи не идет, и вместо кучи оборудования, которое ломается и чинится, у корабля обычная шкала здоровья. Судно всегда движется с одинаковой скоростью, а мы только задаем направление. Все маневры завязаны на использование кратковременного ускорения (как в гоночных симуляторах). Оно помогает быстро уйти из-под залпа, в нужный момент поравняться с кораблем противника или моментально смыться.
Но едва ли одной интересной фишки хватит, чтобы превзойти необычную систему повреждений Guns of Icarus. 1:0.
«На абордаж!»
Возможности персонажа
Сражения кораблей — это хитрые маневры, меткие залпы, тактика... но абордажи будоражат кровь куда сильнее! В Air Buccaneers они... просто есть. В нужный момент жмем кнопку, к кораблю противника цепляется веревка, поднимаемся по ней — вот и вся наука. Сразу выкиньте из головы мысль захватить судно в одиночку — задавят числом. Боевая система при всем желании не позволит изящно отбиваться от нескольких оппонентов. Тут вам два вида ударов: слабый и сильный, ну и еще блок, который нельзя удерживать вечно — расходуется энергия. Разрешили бы хоть бить с разных направлений, как в тех же «Корсарах» или War of the Roses...
► Guns of Icarus Online. Подзорная труба — наиполезнейшая штука. Увиденные корабли противника помечаются на мини-карте, к тому же с трубой удобнее всего оценить обстановку. ► Air Buccaneers. Появляется игрок на земле — к нужному кораблю доставляет дельтаплан. Было бы здорово, если бы по пути нас могли подстрелить! Впрочем, Guns of Icarus не может предложить даже этого. В ней персонажи вообще ничего не умеют, кроме как стрелять из орудий, рулить, чинить и усиливать детали корабля. А в Air Buccaneers экипаж может еще и подбивать снаряды из ручной пушки (сложно, но помогает спасти корабль), кидаться взрывной смесью, устанавливать воздушные мины...
Flawless victory! 1:1.
«Классовое неравенство»
Классы и настройки
В обеих играх на корабле вы вольны заниматься чем угодно, вне зависимости от класса или специализации: починкой, стрельбой или управлением.
В стимпанке Guns of Icarus вполне можно было выдумать какие-нибудь интересные классы (техномагов, например, — чтобы усиливали союзников), но обошлись капитаном, механиком и стрелком. Ясное дело, каждый горазд в своем деле (за счет особых предметов, дающих соответствующие бонусы), но иногда возникает необходимость тасовать роли. Загорелся двигатель рядом с капитанским мостиком, а механик далеко — в таком случае рулевому лучше отвлечься на починку. К тому времени, когда подоспеет техник, от двигателя может ничего не остаться.
► Guns of Icarus Online. Стрелок может заряжать пушки ворохом различных снарядов — например, мощными, но медленными. Механик чинит и усиливает детали корабля всякими инструментами. А капитан улучшает двигательные качества судна, но обычно ценой прочности двигателя. ► Air Buccaneers. Чтобы открыть все костюмы и аксессуары, нужно играть неделями — требуется тьма-тьмущая опыта. Такую важную штуку, как редактор кораблей, тут незаслуженно урезали — выбирается только тип судна и расположение пушек. Правильно их расставить — крайне важно, но найти предельно эффективную комбинацию для каждого корабля можно довольно быстро. Очень хочется разнообразия, как в Mechwarrior Online, — чтобы засесть в редакторе минут на двадцать... но нет.
НАСТРОЙКИ ВНЕШНОСТИ: в обеих играх можно украсить персонажей. В Air Buccaneers разрешат примерить разные шлемы, наплечники, даже бороды — все открывается с уровнями. В Guns of Icarus настройки шире: меняется цвет глаз и кожи, пол. Жаль, самые интересные костюмы покупаются строго за реальные деньги. Плохо, конечно, но не смертельно. Вот тут Air Buccaneers сопернице досадно уступила — в ней корабли вообще не настраиваются! Суда всех четырех видов сразу присутствуют на поле боя — садись на любое. Зато персонажа можно вылепить как захочется. Есть четыре раскидистых древа талантов, которые соответствуют четырем ролям: капитан, канонир, защитник (механик с упором на оборону), партизан (мастер абордажа). Вкладываться во все разом почти нереально, ветки развиваются в зависимости от действий игрока в матче. Много машете мечом — скоро нарастите абордажные навыки, оберегаете экипаж — быстрее разовьются защитные.
Логично было бы предположить превосходство ветеранов, однако разработчики грамотно уравновесили возможности новичков и старожилов. В пару к каждому используемому перку игрок обязан прицепить изъян (открываются параллельно со способностями). Попробуй-ка порулить, когда треть экрана залепило черное пятно — повязка на глаз! Или пострелять, если снаряды отклоняются от траектории.
Настройки внешности в Guns of Icarus интереснее, хоть и не полностью бесплатны, а настройки кораблей там хотя бы есть. С другой стороны, уже ясно, что Air Buccaneers не хочет акцентировать внимание на дирижаблях — зато такую ролевую систему поди сыщи. 2:1 в пользу «Буканьеров».
«Курс на север!»
Карты
Guns of Icarus подталкивает к использованию окружения. На картах повсюду обломки огромных конструкций, высокие скалы, крупные заводские трубы. Выписывай маневры, прячься — не хочу. Тем не менее используется все это редко — можно ненароком вляпаться в стену, потерять время, еще и повредить корабль. Чаще корабли выписывают кульбиты друг вокруг друга или летают в облаках. За счет ограниченной видимости в тумане жутко удобно маневрировать. Главное — не забывать, что в некоторых облаках детали корабля теряют прочность.
► Guns of Icarus Online. Текстуры разных объектов на картах (особенно крупных) зачастую очень размытые. Издалека — вполне симпатично, а вблизи грустно. ► Air Buccaneers. Чаще всего перестрелки на карте Хисисборг проходят вокруг парящих островов. За ними удобно прятаться. Карты в Air Buccaneers не сведены к общему знаменателю — у каждой своя особенность. На одной сражение проходит в заснеженном каньоне с жуткой видимостью, и подзорная труба там — оружие номер один. Другая представляет собой сплошь открытое пространство — отличная карта для полировки навыков. А посреди третьей кружит смерч; закрутит — попробуй выбраться. Беда одна: карт кот наплакал, и интерактивности на них могло быть и побольше.
В любом случае, пусть будет ничья. Торнадо в Guns of Icarus нам увидеть совсем не хотелось бы — с приборами бы разобраться. Все еще 2:1.
«Меч мне, шлем мне... не этот — рогатый!»
Атмосфера
Вселенные у обеих игр диаметрально противоположны: в Guns of Icarus аристократичный стимпанк, а в Air Buccaneers — безбашенная Скандинавия. В первой — сэры в цилиндрах, во второй — явно не просыхающие варвары.
► Guns of Icarus Online. Костюмы персонажей гармонично вписываются в атмосферу. Замечательно, что разработчики не сделали экстравагантных нарядов по типу «Стрелок-Бэтмен», «Капитан Крюк», а разумно балансируют в пределах вселенной. ► Air Buccaneers. На картах отсылки к скандинавским мифам встречаются реже, чем хотелось бы, но все же они есть. На одной, например, высится здоровенное дерево — явный намек на Мировое Древо Иггдрасиль. Тут уж кому что больше нравится. Но, честно говоря, Guns of Icarus попросту лучше выглядит — художники и моделлеры потрудились на славу. Посмотрите на местные корабли: модель «Шпиль», например, формой напоминает морского конька. Удивительно, как это вообще летает... но красиво ведь! Не то что ободранные корыта Air Buccaneers. 2:2.
* * *
Последний, но немаловажный фактор — населенность игры. В Guns of Icarus в последнее время всегда есть с кем поиграть — сказались и распродажи в Steam, и популярность игры среди летсплейщиков. У Air Buccaneers с этим полный завал. В сети редко бывает больше двух-трех человек, и опробовать ее попросту не с кем. Если хотите, тащите с собой друзей.
Что в итоге? Air Buccaneers больше ориентируется на сражения экипажей, а не кораблей. В Guns of Icarus, напротив, «пехота» сама по себе почти ни на что не способна, но вот корабли — о-го-го. С другой стороны, без слаженной команды там делать нечего. Корытам северян, чтобы летать (и жарить!), хватит двух человек, и, если вы не хотите мудрить с распределением ролей, выбирайте Air Buccaneers. Иначе — лучше Guns of Icarus ничего не найти.