Dual Destinies — уже пятая Ace Attorney, не считая двух ответвлений о быте прокуроров. Почти все ключевые лица хорошо знакомы ветеранам. В первую очередь это адвокаты Феникс Райт (вот-вот вернет лицензию) и Аполлон Джастис. Один наставник, другой — ученик, и оба порядочные разгильдяи. К ним присоединилась Афина Сайкс — тоже адвокат и тоже балда, но внимания ей уделяется чуть ли не больше, чем всей старой гвардии. Играть же предлагают за
► Новый прокурор, как и все предыдущие, невероятный стиляга.
► В Ace Attorney почти не бывает серьезных персонажей. Кого ни встреть — у каждого букет отборных бзиков. Этот, например, повернут на сборке-разборке взрывных устройств. В каждой части Ace Attorney появляется новый прокурор, он же — наш главный соперник. В Dual Destinies им стал отбывающий тюремный срок Саймон Блэквилл. Он носит кандалы и черно-белый костюм от кутюр, под глазами у него синяки, а на плече — орел. Пафосный, невозмутимый — мечта любой юной готессы. А пару Блэквиллу составляет его полная противоположность: детектив Бобби Фулбрайт доверчив, глуповат, всей душой радеет за порядок и справедливость — словом, тот еще валенок.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: в предыдущих Ace Attorney роль валенка играл детектив Дик Гамшу, но его в Dual Destinies не встретить. Уволили? Хочется верить, что нет. Будем считать, что он сколотил состояние на образе Голубого Барсука, послал госструктуры к чертям и теперь живет-поживает счастливо. В конце концов, на обратное ничего не указывает, так ведь? Протестую!
Dual Destinies состоит из четырех дел — четырех связанных друг с другом эпизодов. Каждое дело устроено просто: сперва идет вступительный ролик, затем знакомство с подсудимым, первичный опрос свидетелей и осмотр места преступления. Очень похоже на двумерную приключенческую игру, но с уклоном в диалоги; изучение местности и поиск улик не занимают и четверти игры.
► Афина похожа на всех предыдущих напарниц разом, но на самом деле с ней все гораздо сложнее. Затем — суд. Во вселенной Ace Attorney уникальная судебная система: вынести вердикт необходимо в течение трех дней. Вместо презумпции невиновности работает обратный принцип — человек считается виновным, пока не доказано обратное. Однако безнадежных дел не бывает. Стоит поставить под сомнение показания свидетелей от обвинения, как на сцене, словно чертик из табакерки, появляется очередное отягощающее обстоятельство: показания другого свидетеля, улика или упущенная прежде деталь.
Наша задача как игрока — находить противоречия в показаниях. Если противоречий нет, приходится выявлять их посредством адвокатских ноу-хау: Феникс Райт, например, с помощью амулета-магатамы легко узнает, если кто-то что-то скрывает. Фамильный браслет Аполлона вибрирует, когда собеседник говорит неправду, и помогает выявить мелкие движения, выдающие лжеца с головой, а у Афины Сайкс есть специальный гаджет, позволяющий находить нестыковки между эмоциями и словами.
► У устройства на шее Афины есть имя. Его зовут Виджетом, и он показывает, какие чувства испытывает свидетель, давая показания. Это помогает находить противоречия, а также выявлять доминирующие эмоции, которые мешают свидетелю вспомнить какие-нибудь детали. Но на поиске противоречий наше участие заканчивается. Пока не возникнет вопрос «какая улика опровергает это утверждение?», мы просто наблюдаем за перепалкой двух сторон. В Ace Attorney читать приходится гораздо чаще, чем играть, поэтому главное достояние серии — не геймплей, а сценарий.
В ходе слушания все факты и показания свидетелей вертятся то так, то эдак, раскрывая обстоятельства с разных сторон. В любой ситуации находится крючок, за который можно зацепиться, — решающее противоречие между показаниями и уликами. Стоит потянуть одну ниточку, как начнет распутываться целый клубок интриг и зауряднейшее с виду дело обрастет новыми подробностями, которые перевернут факты с ног на голову. Именно поэтому расследуемые в Ace Attorney дела называются английским словом «turnabout», что в совсем уж вольном переводе означает «вот это поворот!».
Dual Destinies не изменяет привычке: каждый процесс воспринимается как ожесточенная дуэль между адвокатом и прокурором. Но за пределами зала суда игра резко сбавляет обороты. Напряжение, свойственное слушанию, улетучивается, и нас просто мало-помалу кормят фактами о происшествии. Это было скучно даже в старых Ace Attorney, а теперь все повторяется как встарь. Приходится терпеть: не будет расследований — не получится захватывающего действия в зале суда.
Правосудие — удобно
► В Dual Destinies много пасхалок для тех, кто играл в предыдущие Ace Attorney. Остальным не понять всей значимости замечания «это не лестница, а стремянка» и момента с волшебными панталонами Труси Райт. К счастью, от многих других раздражающих вещей из прошлых Ace Attorney избавились. Упразднили изнуряющее прощупывание всех локаций: теперь изучать можно только ключевые места, а при наведении курсора на активные точки видно, что мы уже осмотрели. Любую реплику разрешили проматывать при помощи кнопки «В», а на случай, если вы упустили что-то важное, все высказывания сохраняются в особом меню. Пропала чисто условная необходимость сохраняться перед каждым важным решением: когда закончатся попытки, игру можно продолжить с того же места. Ну и наконец, появилась вторая ячейка для сохранений — это большой плюс для тех, кто делит одну консоль на пару.
► Как будто ничего и не менялось! Герои впервые в серии сделались трехмерными, и игре от этого стало только лучше. Аниматоры трогательно воссоздали все коронные движения героев, при том, что двигаться фигурки стали гораздо живее — плавность движений вызывает в памяти Ghost Trick. А кое-где еще и чудесно обыграли стереоскопический эффект 3DS: например, в первом деле, когда одна суеверная дама швыряет в лицо герою бумажку с заклятием.