Поле битвы — парламент
Не знакомый с игрой избиратель наверняка ожидает увидеть в Democracy 3 нечто вроде стратегий от Paradox. Всякие фигурки-армии, огромная карта и злые соседи. Черта с два! Democracy 3 — это чистый политический симулятор, поджарый и без лишних деталей. Внешней политики нет, вся дипломатия сводится к гуманитарной помощи, законам о зарубежных инвестициях и иже с ними. Войны нет совсем (хотя вооруженные силы есть, и изредка бывает, что крутизна армии влияет на итог). Даже карты нет! Начинай играть хоть за США, хоть за Австралию, Канаду, Британию, Францию или Германию — картина одна и та же.
Невероятная паутина из ниточек влияния. Объяснить трудно, но мы попробуем. Вот условный стол, на котором рассыпаны фишки. Белые — это законы, которые можно менять. Синие — статистика, на которую нужно влиять. Красные и зеленые — особые ситуации, когда нужно либо принять жесткие меры, либо, наоборот, поддержать. Между фишками — ниточки со стрелками, зеленые и красные (положительный и отрицательный эффекты). Так, от кружочка «Алкогольные акцизы» бежит алая линия к показателю ВВП: то бишь если накрутить налог на спиртное, экономика немного, но ослабеет. Кроме того, величина акцизов скверно сказывается на потреблении алкоголя — и на запоях, само собой. Кроме того, от фишки с акцизами тянется еще несколько ниточек в разных направлениях. Итак, многочисленные условные значки на игровом поле — это, по сути, вся политическая жизнь государства. От налогов до организованной преступности, от цен на бензин до здравоохранения, от публичных библиотек до пособия по безработице. Все, что меняется напрямую в реальной жизни, можно изменить и в Democracy 3 — со всеми вытекающими. Словно гигантская марионетка из сотен сочленений, этот механизм подчиняется любому капризу и с радостью помчится навстречу гибели, если вы дернете не ту веревочку. Раскачивая лодку
Первым делом следует привести систему в состояние хотя бы шаткого равновесия. Чтобы одеяло легло на всех и сразу: ну и пусть ноги торчат, зато у всех, а не только у рабочих и крестьян. Жителей миллионы, а бюджет не резиновый. Среди народных масс выделяются несколько групп — что очень важно, они пересекаются и накладываются друг на друга. Так, социалист и пенсионер будет зачислен в обе страты. Капиталист может быть религиозным и, скажем, родителем; молодежь зачастую либеральна. Понять структуру просто, но так же легко запутаться в их желаниях. Очень трудно найти политику, которая помогла бы бедным и не наступила бы на хвост богачам, а либеральные реформы почти всегда выводят из себя верующих. Еще одна яма — деньги. Сколь бы презрительно вы ни относились к деньгам, вы все равно обязаны следить за благосостоянием родины, от которого прямо или косвенно зависит почти все. Предположим, ВВП стремительно упал — ну перестарались вы с бесплатной медициной! Тысячи предприятий вылетают в трубу или сокращаются — и вот в вашем распоряжении армия безработных. А вы же не позаботились обеспечить их пособием? Что, денег жалко на дармоедов? Ладушки, тогда дармоеды будут жить в коробках (показатель «Бездомных» взлетит в стратосферу), а денюжку добудут грабежом и кражами (вырастут «Преступность» и «Тяжкие преступления»). Из уличных банд немедленно выбьются наверх самые наглые и живучие, чтобы построить иерархию: и вот в нашей маленькой Канаде вовсю орудует «Мафия»! Они начнут «крышевать» честных бизнесменов, у тех дела пойдут еще хуже, и круг замкнется. Скользкая дорожка политики
Каждый игровой ход (эквивалентен кварталу) приближает к следующим выборам, и встречать их нужно подготовленным. Хотя бы несколько слоев населения должны радоваться вашей политике, кредитный рейтинг — А и выше, а радикалов нужно успокоить и не дать им шанс умертвить ваше альтер эго. Если изрядно разозлить либералов или обеспеченных фарисеев, да кого угодно — они и киллера прислать могут (впрочем, богатые как-то оперативнее это делают). Если госбезопасность среагирует вовремя, можно выдохнуть и играть дальше. Не успели — начинаем заново. Почему электорат сделан таким злобным — не понятно. Стоит лишь ненадолго задеть чьи-то интересы, как появляется уведомление: «Заговор, мистер Президент!» И ба-бах — «автомобильная авария, пышные похороны». Несмотря на пошаговость, Democracy 3 стремительна и мало предсказуема. За один квартал популярность вашей партии может вырасти на 40%, а потом так же круто упасть. Одно неосторожное решение — и вот на вас смотрит через оптический прицел психопат из книгохранилища. Не так распределили финансы — экономика схлопнулась, как веер. Что интересно, такой же оглушительный успех маловероятен. Недостаточно осыпать здравоохранение дотациями: пройдет немало времени, прежде чем польза станет ощутимой. Сделаем наоборот, урежем бюджеты — и караул наступит быстрее, чем вы скажете «Даллас». * * *
Очень странный дуализм. Democracy 3 вся из себя дружелюбная, все объясняет, показывает, почти ничего не скрывает, кроме совсем незначимых тенденций (если они выходят из-под контроля, то все же всплывают). Как только вы научитесь осторожничать, беречь деньги и узнаете, где можно безболезненно убавить, вы постигнете игру чуть ли не целиком. А потом поскользнетесь на ремонте дорог.
Это вам не комедия, черт побери! Это политика. Если упали, то не в мягкую мусорку, а спиной об асфальт.
|