► Хрупкое равновесие на линии. Скоро лесовик его нарушит. Когда противники на линии примерно равны по возможностям, убийств обычно не случается. Но все меняется, когда приходят они — лесовики. Неожиданное нападение лесовика, когда жертве трудно сопротивляться или убежать, называется «ганком». Благодаря ганкам и случается большинство убийств в ранней игре, причем ганки могут способствовать им как напрямую, так и косвенно.
Как правило, при первом появлении лесовика противник спасается коротким телепортом под названием Вспышка (Flash). Однако на следующие две-три минуты он оказывается беззащитен. И если впоследствии соратники убьют противника, это заслуга и лесовика тоже.
Ганки необходимы для сдерживания давления противников на ваши башни. Случается, что одна сторона на линии оказывается сильнее и загоняет своих оппонентов под башню. Последним становится трудно добивать миньонов, а башня теряет прочность с каждой волной.
После смертоносного визита лесовика противники наверняка станут сдержаннее.
► За успешным ганком часто следует снос башни. Вообще, продавленные линии противником для лесовика есть невероятное благо. Ведь чем дальше враг от своей башни, тем труднее ему спастись от ганка. Поэтому такие линии — первейшая цель. Если же продавленных линий несколько, руководствоваться надо таким списком приоритетов:
Нападайте на линию 1v2 так быстро, как это возможно. Бывает, хотя и редко, что у противника не оказывается лесовика и ваш союзник держит линию против двоих чемпионов. Очевидно, ему нужна помощь. И хотя у вас нет численного преимущества, вы оба должны превосходить противников по уровню и золоту. При таком сценарии не стесняйтесь заглядывать в лес врага. Не пропадать же добру! Устроить успешный ганк верхней линии обычно проще всего, так как ваше появление создает преимущество 2:1 (внизу 3:2). Однако будьте внимательны, противник может попытаться в ваше отсутствие «взять» дракона. Подробнее об этом написано далее. Для ганка средней линии нужны либо хорошие контролирующие способности (как финальное заклинание Варвика или Скарнера), либо отсутствие у противника Вспышки. Расстояние до башни невелико, и спастись недобитому противнику очень просто. Полезна ситуация, когда противник пытается убить вашего союзника и для этого отходит далеко от башни. Появление лесовика за его спиной станет неприятным сюрпризом. Для успешного ганка нижней линии обычно нужна предварительная расчистка вардов противника. Так как там находятся чемпионы поддержки, варды будут обязательно. Ваше появление заметят заранее, и ганк окажется сорван. Вы просто потеряете время зря. Видящий вард (Vision ward) или Эликсир Оракула (Oracle’s Elixir) у вас или чемпиона поддержки решат эту проблему. Нижнюю линию можно застать врасплох и ранним ганком на втором уровне. Скорее всего, у противника не будет вардов так рано. НА ЗАМЕТКУ: варды (Sight Ward) — это маленькие одноразовые артефакты, которые размещаются на карте и в течение трех минут показывают пространство вокруг себя. Они нужны для контроля над перемещениями противника. Лесовик и чемпион поддержки — основные покупатели вардов.
► Вот так выполняется коварный трюк с телепортом. ЭТО ПОДЛЫЙ ТРЮК: обычно после неудачного «ганка» лесовику не остается ничего, кроме телепортации на базу (Recall). Есть другой вариант. Подойдите к самому краю куста и начните телепортацию в зоне видимости противника. В самый последний момент отмените телепорт, зайдя внутрь куста. Невнимательный противник почувствует себя в безопасности и, возможно, уже через несколько секунд поплатится за свою беспечность. Команде на заметку: поводок
► Вытягивание особенно важно, если лесовик подпортил здоровье в бою на первом уровне. Поводок (leash, pull) — доступный практически любому чемпиону прием, облегчающий жизнь вашему лесовику. Вы бьете монстра дальней атакой, обычно находясь по другую сторону кустов, и уходите. Монстр пускается в погоню, а лесовик в это время может нанести несколько ударов, не получая урона в ответ. Обычно поводок применяется для убийства древнего голема, но может использоваться и для других монстров.
Применяя поводок, вы теряете несколько секунд, но экономите лесовику здоровье и, соответственно, зелья лечения.
Суперповодок позволяет нанести древнему голему гораздо больше урона. Вы, как обычно, бьете голема и выдвигаетесь в сторону реки. Голем пойдет туда же, пытаясь обогнуть кусты. Сделав пару шагов, вы разворачиваетесь и идете назад. Голем развернется вместе с вами. Повторяя это, вы заставляете его топтаться на месте и получать урон от лесовика. Метод требует определенной сноровки и с первого раза может не получиться.
Однако он отлично себя проявляет, если ваш лесовик на первом уровне взял способность для командного боя. Так, если Раммус вместо Защитного панциря (Defensive Ball Curl) развил Насмешку (Puncturing Taunt), он не сможет «взять» голема один. Часто в этом случае ему помогает вся команда, но с этим может справиться и один человек, знающий технику суперповодка.
В обоих случаях лесовику может помочь стоящий рядом чемпион. Он ждет, пока кто-то не применит поводок, наносит несколько ударов по монстру и уходит. Для фиолетовой команды это может сделать персонаж поддержки, а для голубой — держатель верхней линии.
Контроль над метками
► Сидя в кустах, забирать метку безопаснее всего. Поначалу лесовики убивают всех доступных монстров и забирают их метки-усиления (Crest of the Ancient Golem, Blessing of the Lizard Elder), которые здорово им помогают. Метки действуют 2:30 минуты (2:00 с мастерством Рунное сродство (Runic Affinity), его берут все лесовики) и перерождаются за 5 минут. Фидлстику трудно чистить лес без синей метки, а Варвику для ранних ганков совершенно необходима метка красная. Однако впоследствии метки как правило лучше отдавать команде. Скажите о своих намерениях союзнику и отправляйтесь брать метку. Когда у носителя останется мало здоровья, дайте союзнику сделать последний удар.
• Синяя метка. Регенерирует 1,5% маны или энергии в секунду и снижает откаты способностей на (16 + уровень*0.5)%.
Отдавайте ее магу на средней линии. Обладая практически безграничной маной он превратит жизнь своего оппонента в кошмар и возможно даже убьет его. Это еще один пример опосредованного участия лесовика в убийствах. Для самого же лесовика синяя метка больше вопрос удобства.
• Красная метка. Атаки владельца замедляют на (10/20/30)% (на уровнях1/6/11) и наносят дополнительный урон по времени.
Подарите ее дальнобойному герою с нижней линии. Большинство из них не обладает никакими формами контроля над противником и замедление окажется очень кстати. Лесовики же напротив, обладают средствами контроля практически всегда.
В любом случае вы заинтересованы в том, чтобы метки доставались вашей команде. Поэтому следите за метками на карте и собирайте их сразу же после появления. И если противник повадился забирать ваши метки, не лишне будет поставить в лесу несколько вардов.
ЭТО ПОДЛЫЙ ТРЮК: если вам представилась возможность убить древнего голема или старейшину ящеров в лесу врага, не трогайте маленьких монстров рядом с ними. Оставьте хотя бы одного. Пока он жив, таймер перерождения не запуститься и этой задержкой вы досадите противнику еще сильнее. Контроль над большими монстрами
► Покуда у лесовика наготове сокрушение, все попытки украсть дракона будут напрасны. Дракон появляется в 2:30 и перерождается спустя шесть минут после смерти. Хорошим тоном считается после смерти дракона написать время его следующего появления в чат.
Суммарно за его убийство дают 975 монет. Чтобы эти деньги доставались вашей команде, за драконом необходимо следить с помощью вардов и брать при первой возможности.
Следующие обстоятельства благоприятствуют «взятию» дракона:
Вы только что убили несколько человек на нижней линии, и у вас все в порядке со здоровьем и маной. Вражеский лесовик появился на верхней линии, когда вы уже стоите рядом с драконом. Вы точно знаете, что на драконе нет вражеских вардов и поблизости нет противников. Чтобы убить дракона в одиночку, нужен достаточно высокий уровень (зависит от лесовика, но, как правило, не ниже 6—7) и как минимум фонарь Вригла (Wriggle’s Lantern). Если, конечно, речь идет не о Фидлстике. Владея синей меткой, Фидлстик может «взять» дракона уже на пятом уровне, а фонарь ему не нужен.
«Взятию» дракона часто предшествуют командные бои. Если вы «взяли» дракона, но потеряли одного союзника — это был стоящий размен. Обмен одной из крайних башен (но не средней) на дракона тоже стоит того. Обмен двух чемпионов на дракона можно считать приблизительно равным.
► Барон будет наш! Барон Нашор появляется на 15-й минуте, и перерождается через семь минут. Реальная возможность его «взять» появляется на 20—25-й минуте. С этого момента желательно непрерывно держать его под контролем с помощью вардов. Когда это невозможно, просто следите за картой. Если противники долго не появляются, возможно, они пытаются убить барона. Или устроили засаду поблизости — тоже вариант. Пусть чемпион поддержки сделает просветку (Сlairvoyance) и выяснит подробности.
«Взятый» барон выигрывает матчи, если в остальном команды равны. Для проигрывающей команды он может стать последним шансом на победу. Он не только обеспечивает команду большим количеством золота (1525), но и дает всем метку барона Нашора (Exalted with Baron Nashor). Эта метка дает +40 к урону, силе способностей и регенерирует здоровье и ману за пять секунд в количестве 3% и 1% соответственно.
ЭТО ВАЖНО: наибольший урон барон наносит по ближайшей цели. Поэтому пусть самый прочный персонаж подойдет как можно ближе и примет на себя основной удар. К примеру, если барона бьют прочный Раммус и хрупкий Мастер Йи, нужно следить, чтобы Раммус оказался ближе. К барону относится примерно то же, что и к «взятию» дракона. То есть брать его надо либо когда часть противников мертва, либо когда не получается успеть вовремя. Однако его практически невозможно одолеть в одиночку, равно как и взять незаметно для противников. Редко какая попытка убить барона обходится без столкновения команд. Так что готовьтесь к сильному сопротивлению.
Созовите всю команду. Снимайте вражеские варды рядом с Нашором и расставляйте свои. Употребите один-два эликсира (Elixir of Agility, Elixir of Brilliance, Elixir of Fortitude). Держите Сокрушение наготове. Так вы повысите свои шансы на успешный исход дела, но не надейтесь на легкий бой.
Герои лесных войн
Потенциально любой герой с правильно подобранными рунами может пойти убивать лесных монстров. Один из самых забавных примеров неклассического лесовика — Картус. Для ганка ему даже не обязательно появляться на линии, ведь он всегда может достать противника финальным заклинанием! Эффективность его в этой роли, однако, спорна.
Ниже рассмотрены два, на мой взгляд, наиболее эффективных и интересных лесовика.
Скарнер, Кристальный монстр
Скарнер — шестилапый скорпион, который очень быстро справляется с зачисткой леса. Чрезвычайно мобилен, имеет встроенное лечение и сильное замедление. Устроить первый ганк он может с четвертого уровня и неплохо справляется с этим, если линия противника продавлена. На шестом уровне, когда Скарнер обучается насаживать людей на хвост, все становится еще проще. Тогда, даже обняв башню, противники не могут себя чувствовать в полной безопасности.
Его финальное заклинание Пронзание (Impale) позволяет тащить беззащитных противников куда вздумается. Это можно использовать для ганков, для спасения союзников, для инициации командных боев. А Кристальный удар (Crystal Slash) не оставляет шансов врагам без заклинания Вспышка. Когда Скарнер догоняет противника, последний оказывается под воздействием непрерывного замедления. И хотя Кристальный экзоскелет (Crystalline Exoskeleton) помогает в этом Скарнеру, без сапог здесь не обойтись. Покупать их надо как можно раньше и улучшать тоже. Заклинание Призрак (Ghost) тоже может быть полезно.
Путь в лесу: от древнего голема до двух маленьких големов (древний голем, волки, призраки, старейшина ящеров, маленькие големы).
Умения: 1-3-1-2-1-4. Далее максимизируем 1, 2 и 4, а 3 оставляем напоследок.
Основные вещи: Сапоги, Лезвия Мадреда (Madred’s Razors), улучшенные сапоги в зависимости от противника (Ninja Tabi, Mercury Treads), фонарь Вригла, Лезвие Гнева (Guinsoo’s Rageblade), защитные вещи в зависимости от противника (Sunfire Cape, Force of Nature), Сияние (Sheen), Сила триединства (Trinity Force).
ЭТО ВАЖНО: оптимального списка вещей не существует. Покупка артефактов всегда должна опираться на сложившуюся ситуацию. Например, если вы явный лидер по убийствам, можете проигнорировать защиту и сразу же собрать Силу триединства. Это закрепит вашу позицию. И наоборот, если вам трудно выживать в боях, ради защиты, возможно, придется пожертвовать Лезвием Гнева. Мертвому чемпиону оно не пригодится. Ноктюрн, Извечный кошмар
Ноктюрн — чрезвычайно сильный ганкер, возможно, сильнейший в игре. Однако свой потенциал он раскрывает только с получением финальной способности с говорящим названием «Паранойя». До этого он в основном занят быстрой зачисткой своего леса и «ганкает» меньше своих коллег.
Его тактика проста и эффективна. Во время Паранойи Ноктюрн налетает на противника под Покровом тьмы (Shroud of Darkness), погружает его в Непроизносимый ужас (Unspeakable Horror) и наносит сокрушительный Удар сумерек (Duskbringer). У противника в такой ситуации не остается иных вариантов, кроме бегства. На это у него есть лишь две секунды — после этого начинает действовать страх, который окончательно добивает жертву.
Путь в лесу: от древнего голема до двух маленьких големов. Если выбран скипетр вампира, путь другой: волки, призраки, маленькие големы. Возвращение на базу, зачистка всего, что осталось, начиная с древнего голема.
Основные вещи: Сапоги, фонарь Вригла, Клинок жадности (Avarice Blade), улучшенные сапоги в зависимости от противника (Ninja Tabi, Mercury Treads), Призрачный клинок (Youmuu’s Ghostblade), броня Вармога, Пронзатель Атмы (Atma’s Impaler).
ЭТО ИНТЕРЕСНО: большинство лесовиков начинает свой путь с убийства древнего голема. Однако есть и те, кто предпочитает сперва убить двух маленьких големов. И с ними связан один небольшой трюк: големов можно уничтожить по отдельности, сэкономив немного здоровья. Для этого нужно раз ударить одного из големов и сразу же отступить в кусты позади. Они тоже проследуют в кусты. Но голем, с которым будет драться герой, останется. А вот второй почти сразу вернется на место. Есть и другие лесовики, достойные упоминания: Удир, очень быстрый и очень прочный, Ли Син, универсальный и сильный в ганках, Фидлстик, отлично проявляющий себя в дуэлях и командных боях, Шако... Последний настолько хитер и многогранен, что, по правде говоря, достоин отдельной статьи. Взять хотя бы его беспрецедентную возможность забрать дракона на первом уровне! Однако мы переходим к обзору рун, важных для любого лесовика.