Чудесное, неповторимое море — Средиземное! На его теплых берегах греются великие города: Венеция, Генуя, Рим, Афины. Rise of Venice ограничивает круг двадцатью пятью городами эпохи падения Византии. Настоящий рай для коммерсанта, и нам придется основательно потоптать эти кущи. Несмотря на новые декорации, механизмы игры беззастенчиво позаимствованы из Port Royal и Patrician. Поселения производят всякое добро, не больше пяти видов каждое, а всего сортов товара больше двух десятков. Город недаром желает иметь разносторонний запас, и законы спроса и предложения чутко отзываются этому желанию: в Палермо дефицит хлопка — так привезем его из Туниса, где хлопок идет по бросовой цене! В этом и кроется секрет успеха игры в любую стратегию подобного толка: купить подешевле (там, где много) и продать подороже (там, где лапу сосут). На эту основу нанизываются все прочие детали, и их роль тем менее значима, чем меньше они влияют на товары и их производство. Без руля и ветрил
Rise of Venice — настоящая свалка из геймплейных идей и рычагов влияния. Важнейшая из них — мануфактуры и строения. Если текущее положение дел вас не устраивает, то при наличии хорошего капитала можно создать собственное производство — конечно же, в рамках тех пяти ресурсов, которые рожает город. Винодельни в Афинах, кузницу в Рагусе... Конкуренты не так уж страшны, из-за них темпы производства не упадут (упасть они могут из-за других игроков, но об этом потом). Если вы отличаетесь кровожадностью, ничто не мешает скупить к чертям все сторонние мануфактуры, но только если нечего делать и уйма денег в казне — для процветания и успеха подминать бизнес под себя совсем не обязательно. Когда казна будет ломиться от талеров, настанет время нанимать завхоза — этот веселый дядька распорядится грузом по вашему усмотрению. Покупать от сих до сих, продавать не ниже такой-то цены, если конвой встанет на якорь — грузить все на борт, тысяча чертей! Правда, настройки управляющего чересчур общие. Нельзя уговорить его покупать только производимые в городе товары — он притащит на склад все, что подходит по ценовой категории. Зачастую — с большим ущербом для бюджета. Вот растяпа! Нажиться не грех и на простых горожанах: построили жилой квартал, сдали — нате! Рента скудная, но стабильная. Правда, строительный бум не озолотит вас, а разорит: кроме каменных коробок людишки хотят рабочие места и надлежащий уровень благосостояния города. Первая проблема решается новыми предприятиями, но их строительство и поддержка — накладное дело, особенно если производится не сырье, а готовый продукт из завозного сырья. Второе желание отбивает охоту заниматься градостроительством окончательно: сооружать школы, церкви и больницы — занятие в высшей степени разорительное. Ну и пес с ними, со школами. Собранная вместе, система торговли-индустрии-градостроительства работает неплохо, в ней нет недостающих деталей — еще бы, эта схема в строю уже много лет. Однако не все переменные, необходимые для успеха, можно узнать наверняка. Например, нигде не указано, какова себестоимость товара, — а управляющий складом оперирует процентами как раз от себестоимости. И все равно «правильные» стратегии развития лежат на поверхности. Стать толстосумом легко, как в дешевых книжках про создание своего бизнеса. А что же делать потом? Заговорчики в строю!
Помимо бизнеса наше буржуазное альтер эго способно вести многообразную общественную жизнь. Главнейшая ее часть — венецианский Сенат, который выбирает дожа (главу) и раздает повышения. Он состоит из десяти советников — каждый, разумеется, по-своему относится к нашей персоне. Поначалу сборище фарисеев не шибко и нужно: в выборах нам участвовать рано, а советники запросто дают вам новое звание (от которого, кстати, зависит число конвоев, доступность товаров и другое). Пройдет время, и решение совета будет куда менее предсказуемым. Чтобы стать, например, герцогом, предстоит неслабо так прогнуться под изменчивый мир.
И сделать это попросят те же советники. Их поручения — один из немногих способов повлиять на решение власть имущих. Этот желает построить школу, тот — чтобы мы насолили его недругу, третий вообще выбросил шкатулку с драгоценностями в воду: иди, ищи! А он за нас, так и быть, проголосует. Так и хочется послать сенаторов на три латинских буквы. Уже со званием виконта ничто не мешает развернуть мощную торговую сеть, благо карта маленькая и потенциальных торговых путей немного. Ублажение советников и борьба за титул дожа — занятие не из тех, что сулит верную прибыль.
Дармоеды на попечении
Помимо целесообразных капиталовложений в Rise of Venice много нецелесообразных. Одно из них — борьба с соперниками. Что в одиночной, что в сетевой игре торгаши под чужим флагом будут стараться испортить вам жизнь. Вы, в свою очередь, можете подгадить врагам.
Только практической пользы от диверсий вы вряд ли дождетесь. Один акт безобразия обойдется тысяч в тридцать (если звание высокое — новичкам большие скидки), что совсем не дешево, а подлянка высокого качества — вдвое дороже.
Что же можно устроить? Саботировать работу порта и несколько дней не пускать суда врага в город, утащить половину товаров со склада, сфабриковать обвинение в адрес конкурента. Пользу это если и приносит, то настолько незаметную, что затраченные финансы кажутся выброшенными на ветер. Забавно, что когда соперник сам проворачивает такие дела, игра не удосужится сообщить, что за злодеяние совершилось. Просто прозвучит довольная реплика нашего «благодетеля» — и все, ищи, откуда крысы побежали.
А если совсем уж некуда девать золото, попробуйте заняться благотворительностью. Пастор любой церкви с радостью обчистит ваш склад в обмен на ничтожные прибавки к популярности среди горожан, которая легко и прибыльно покупается завозом дефицитных товаров.
Кривое орудие, квадратное ядро
Разумеется, в открытом море невозможно обойтись без сражения. Такого, чтобы смердел пороховой дым, палубы содрогались, а корабли кружились в смертельном вальсе, ежеминутно рискуя пойти ко дну. В Rise of Venice есть и такое, но безбожно искаженное и извращенное. Прошлые игры Gaming Minds не славились морскими битвами, и теперь им тоже похвалиться нечем. Утлые суденышки (целых шесть кораблей — вот так битва!) вяло постреливают друг в друга, игнорируют окружающую среду, а еще управляются зажатой ПКМ — чтобы не расслабляться. При этом только одним кораблем из конвоя можно рулить, а остальные подчинятся искусственному, прости господи, интеллекту. Потому и сгинут в пучине морской. Из-за этого пираты, в изобилии кишащие среди островов, — чудовищная проблема. Вооружить каждый конвой, снабдить экипажем — не такая уж большая проблема, а вот участие в сражении... нет, спасибо, нам бы лучше «Корсаров» или Sid Meier’s Pirates!. Проще сдаться на милость буканьерам и поделиться частью груза, чем пытаться привести к победе три слабоумных деревянных идола.
Rise of Venice выдыхается быстрее, чем пиво в кружке жарким летним днем. Лежащий в основе игровой процесс отточен годами, к нему претензий нет и не должно быть, а вот сопутствующие его компоненты не всегда справляются с ролью. Кроме того, здесь не хватает мелочей, без которых экономика немыслима, — коррупция, растраты, порча товара. Играть в Rise of Venice увлекательно, но это ненадолго, если только вы не разделяете древнего удовольствия от набивания кошелька.