Чужой разум — потемки
Ты — то, что ты помнишь. Если все стереть, кем ты будешь? Можно ли назвать человека, которому напрочь стерли память, живым? С радикалистами, которые подрывают деятельность компании Memorize, только так и поступают. Девушке с палиндромным именем Нилин повезло, ее обработали не до конца, своего «я» она не лишилась, хоть и забыла прошлое. Политические взгляды в Новопариже (New-Paris в оригинале) 2084 года перестали быть модными — их стирают, как и все печальные и плохие воспоминания. Утопия, в которой нет места несчастью и своеволию.
На помощь девушке пришел некто Край, который сообщил, что Нилин — не кто-нибудь, а самая талантливая эррористка (от английского error — «ошибка») из всех взламывателей памяти. Она может не только красть из чужих голов данные, но и вмешиваться в них, изменяя саму историю человека. И только Нилин может спасти Новопариж от полного затмения. Для этого ей придется посетить множество голов и даже переписать несколько жизней.
► Новопариж — прекрасный, светлый, чистый город с грязной, мрачной, безумной изнанкой. Как во всякой антиутопии, идеальная жизнь мнима. Фешенебельные районы соседствуют с трущобами и отстойниками, которые населяют мутанты со «сломанной» памятью, а городом правят безумцы.
В частности, в городе есть тюрьма Бастилия — просто таки идеальное место заключения. При попадании в нее у заключенного полностью отбирают память — и с тех самых пор он даже не догадывается, что за пределами тюрьмы есть какой-то мир. Память хранится на охраняемых серверах, и по истечении срока заключения ее возвращают законному владельцу, а тюремные воспоминания стирают. Идеально придумано, правда? Но на деле же над заключенными издеваются, насилуют их и творят прочие бесчинства — а чего церемониться, они все равно потом ничего не вспомнят.
ЭТО ВАЖНО: ищите дневники! Из них можно узнать много интересного. Например, в середине 2060-х годов Российская Федерация воевала с, хм, Канадой, и в этой (наверняка опустошительной) войне активно применялись технологии компании Memorize. В центре Новопарижа возвышается башня Мнемополя — город внутри города и социальный эксперимент по совместительству. Согласно антропологическим теориям, в обществе людей нетерпимость и агрессия нарастают из-за страха перед окружающими. В Мнемополе этого страха нет — все жители обмениваются воспоминаниями друг с другом и очень хорошо знают своих соседей. Идеально! Вот только личности ли они после этого?
Антиутопия Remember Me продумана до мелочей, каждая деталь в ней логична и на своем месте. Дивный новый мир снаружи, гниль и мракобесие внутри — все в лучших традициях жанра.
► Эррористы — вовсе не бравые ребята, которые грабят богатых и отдают награбленное бедным. Во имя благой цели они пойдут на все: страшно даже представить, что происходит с человеком, когда ему вот так запросто перегружают память. На фоне всего этого очень уместно развивается личная история Нилин — простая, но чертовски трагичная. В ходе подрывной деятельности к девушке постепенно возвращаются воспоминания, которым вряд ли кто-то обрадуется. Блуждая по собственному разуму, она пытается разобраться в себе, но не всегда получается. Постепенно из винтика в сломанной системе Нилин превращается в связующее звено между следствиями и причинами — и тут-то всплывают вопросы.
Что есть гениальность? Стоит ли отказываться от плохих воспоминаний, заменяя их хорошими? Можно ли почувствовать сладость, не зная вкуса горечи? Насколько сильно может измениться личность человека, если подправить в его памяти лишь одну малозначительную деталь, и к чему это может привести? Что вообще такое — личность? Неужели просто набор данных, погруженных в кластеры памяти?..
Никто вам на эти вопросы однозначно не ответит. Картину Dontnod Entertainment нарисовали, но что вы на ней видите — решите для себя, пожалуйста, самостоятельно.
Кто я? Зачем я здесь?
Если не брать в расчет социальное расслоение, мутантов и безумное правительство, вы наверняка с радостью поселились бы в Новопариже. Сохранив старомодную архитектуру многих домов и узкие кривые улочки (и да, Эйфелева башня все еще стоит!), город оброс стеклянными небоскребами и выглядит просто фантастически. Омрачают ситуацию разве что вездесущие граффити в стиле английского бунтаря Бэнкси, но куда уж без этого — времена такие.
Всю неблагодарную работу за людей теперь выполняют роботы-валеты, дополненная реальность правит бал, а память стала настоящей валютой — вы вполне можете встретить табличку «Купите сейчас — заплатите потом (память в залог)» в каком-нибудь обувном магазине. У каждого человека на шее есть особый интерфейс — Sensen, — через который можно обмениваться мыслями и разными приятными воспоминаниями (они продаются прямо на улице, в особых автоматах).
► Дополненная реальность повсюду. Надписи предупреждают вас об опасности, показывают направление, и даже само оружие и гаджеты Нилин материализуются в цифровом виде. Очень стильно! Dontnod Entertainment очень четко построили свой маленький мирок — они не стали заигрывать ни с классической, ни со старомодной фантастикой (хотя, конечно, в числе источников вдохновения есть «Вспомнить все» и «Бегущий по лезвию»). Вместо этого они разработали концепцию, отражающую нашу современную информационную эпоху. Так что никаких вам аугментов и восстаний машин — только нескончаемые потоки информации и дополненная реальность.
Все имена — не имена вовсе, а дурацкие ники, вроде Kid Xmas (в русской версии почему-то — Ребзя Новыйгод), или Edge (Край), а в арсенале — пушка под названием «Спам» и, например, суперприем «Флуд».
► Эффект от флуда. Все враги становятся беззащитными, потонув в куче бесполезной информации. Знакомо, правда? ЭТО ИНТЕРЕСНО: по словам самих разработчиков, вдохновением для Remember Me служили современные социальные сети, и это очень заметно. По сути, мы видим то, к чему может привести мода на «твиттер», «вконтакте» и прочие эксгибиционистские социалки. Даже журналистика в 2084 году будто твиттерная — короткий жареный факт и звучный слоган. Эта концепция гораздо ближе к реальности, чем будущее, нарисованное Deus Ex: Human Revolution или любой другой киберпанк-игрой. Конечно, не в техническом плане (попробуй залезь в голову к другому человеку, сам себе мозг сломаешь), но в идеологическом. Сложно сказать, чем обернется весь этот душевный эксгибиционизм (вы же тоже много пишете про свою личную жизнь в социальных сетях, да?) и новые формы общения, которые благодаря интернету вообще и социальным сетям в частности появляются едва ли не каждый месяц. Вдруг вот в это?
Редактировать редактора
Задача эррористов — показать, что копание в чужой памяти и тем более торговля воспоминаниями — это большая ошибка. И доказывать свою точку зрения придется кулаками — огнестрельного оружия в будущем нет, все заменила передача мыслей на расстоянии.
► Нилин придется часто ползать по карнизам, карабкаться по водосточным трубам и — конечно же! — время от времени с них падать. В лучших традициях Uncharted, только менее зрелищно. Боевая система напоминает о Batman: Arkham Asylum и о Sleeping Dogs и поначалу производит впечатление сложной. Интуитивности нет и в помине, удары сами собой в комбинации не связываются. Вместо этого нам нужно самостоятельно составлять в особом меню связки из приемов, которые Нилин постепенно вспоминает, а в драке — нажимать кнопки в нужной последовательности и вовремя уклоняться. При этом следующий удар нужно делать только в тот миг, когда уже прошел предыдущий, а прервать одну комбинацию и оперативно перейти на другую нельзя. Из-за этого динамика боя ощутимо снижается.
ЭТО ВАЖНО: многие винят игру за линейность, мол, хочется свободно пошататься по Новопарижу, а не бегать по замкнутым локациям. Возможно, в другой реальности так оно и было бы, но не здесь. Remember Me — исключительно линейный приключенческий beat'em'up с акробатикой, и как-то неправильно его в этом упрекать. Удары бывают силовые (пробивают блоки, наносят больше урона), регенерирующие (восстанавливают здоровье), восстановительные (ускоряет перезарядку спецприемов) и удары-связки (усиливают предыдущий прием в связке). В какой последовательности ставить удары в комбинации — решать вам, но время от времени под отдельные бои связки наверняка придется перестраивать. Получается такой тактический, почти даже пошаговый битэмап. Система оригинальная, но понравится не всем.
► Вариантов связок немного, но выучить их сразу почему-то не получается. Зато можно настроить одну связку на пробивание щитов, другую — на восстановление спецприемов, а третьей — оперативно лечиться. Враги часто наваливаются скопом, да еще и в разных комбинациях, так что спецприемы приходится использовать очень часто. Активировав «ярость», например, можно на время забыть о комбинациях и уложить на землю любого за пару-тройку секунд, нацепив на особо сильного врага логическую бомбу — раскидать толпу по углам, флудом — оглушить, коротким замыканием — обратить врагов-роботов против своих хозяев, ну а замаскировавшись — обойти противника со спины и устроить ему перегрузку памяти, устранив раз и навсегда.
► С некоторыми врагами просто невозможно справиться без спецприемов. Некоторые мутанты, например, умеют «уходить в сумрак», и достать их можно только «флудом». Впрочем, боевая система вряд ли надолго вас увлечет — слишком мало возможностей, слишком часто приходится повторять одно и то же, да и камера постоянно утыкается в стены. То же касается и редких логических задачек а-ля открой одну дверь, закрой вторую, открой третью. Куда интереснее эпизоды с «перемонтажом» чужой памяти, которые так рекламировали разработчики.
Этот процесс напоминает об интерактивной демосцене Linger in Shadows для PlayStation 3. Нам показывают небольшую сюжетную сцену, которую можно перематывать вперед-назад и изменять. Находим ключевую точку, изменяем — смотрим последствия.
Эррористика — дело бессовестное, и нам это демонстрируют с первой же такой сценки. Нилин залазит в голову наемной убийце Ольге Седовой, находит несколько ключевых точек воспоминания, бесцеремонно вмешивается, и вуаля — Ольга отныне думает, что ее муж погиб, а эррористы хорошие ребята, которым нужно помогать.
Зрелищно, интересно, пусть и очень линейно. Проблема в другом — таких эпизодов... всего четыре, и два из них мы уже видели. Как никогда надеемся на DLC. Нельзя так с игроками поступать.
► Когда-то Ольга работала вместе с мужем — отличная была пара. Добрую половину Бастилии заполнили эррористами! Но вот теперь муж на больничной койке, а на операцию нужны деньги. Или... не нужны, и муж уже мертв? Зато стиль Remember Me безупречен. Даже исключительно качественный электронный саундтрек динамично изменяется в зависимости от ваших действий: успешно связали комбинацию — подключился новый музыкальный паттерн, как где-нибудь в Child of Eden. Все настолько необычно, непривычно и не как у других, что кажется фарсом и вообще нереальным. Будто все это — лишь безумные воспоминания о том, чего никогда не было. Потрясающее чувство, которое невозможно описать словами, разве только мыслью.
* * *
Массовая культура — это не только гарант общественного спокойствия, но и отражение массового сознания, а массовое сознание — это и есть мы. Зачастую, даже об этом не догадываясь, мы предпочитаем играть именно в те видеоигры, которые так или иначе отражают мир вокруг нас, нашу среду обитания. Игры, которые не просто развлекают, но подкрепляют идеи, сокрытые глубоко внутри. Именно их мы запоминаем лучше всего.
Кто-то наверняка забудет о Remember Me в потоке осенних новинок, но мы будем ее помнить. Не так уж часто появляются видеоигры, моделирующие будущее, основанное на нашей реальности.
Новые миры рождаются и умирают у нас на глазах, и только мы можем их сохранить. В нашей памяти.
|