My young apprentice
Для начала недурно бы разобраться, отчего Combat Arms так полюбилась зарубежной публике. Издатель Nexon во всех рекламных проспектах называет главным достоинством игры разнообразие арсенала. Мол, три сотни всевозможных стволов — разве этого мало для беспробудного счастья? Но мы-то знаем, что боевик — это не только пушки...
► Закон сохранения снайперов: пока вы всматриваетесь в прицел, кто-то далеко всматривается в вас. И в прицел. Часто Combat Arms хвалят за то, что из всей «фритуплейной» братии она якобы наиболее близко подкралась к идейному первоисточнику — Counter-Strike. По тактильным ощущениям обе игры подозрительно схожи, и это вж-ж, сдается нам, неспроста.
Когда-то давным-давно Valve «прощупывала» азиатский рынок, с намерением опробовать модель free-to-play. И из всех корейских компаний именно Nexon сорвала тендер на разработку условно-бесплатной Counter-Strike Online (которая между тем так и не вырвалась за пределы Азии). Тогда, в 2008 году, маркетинговый директор Valve Даг Ломбарди говорил: «Мы считаем условно-бесплатную модель перспективной, однако не уверены, что она сработает в боевиках — да и вообще на западе». Сейчас очевидно, что эксперимент все же удался: теперь Valve сделали условно-бесплатной Team Fortress 2, а в Steam подняли целую платформу для содержания f2p-игрушек.
Ну а Nexon, похоже, успешно нагребли опыта от американских коллег. Combat Arms разрабатывалась параллельно с CS Online и вышла с разницей в пару месяцев. Есть ли между ними взаимосвязь? Достоверно неизвестно, но мы готовы биться об заклад, что успех детища Nexon зависел от Valve далеко не в последнюю очередь.
► Всякие мелкие задания выдаются ежедневно и оплачиваются по заслугам. Воевал битый час? Держи в подарок дробовик или еще какую-нибудь жизненную радость. Мы на задании, потому что пушек у наc много...
Но довольно лирических отступлений, вернемся к арсеналу. Да, виртуальные прилавки местного оружейного магазина ломятся от орудий смертоубийства. Здесь, как и в любом условно-бесплатном боевике, игроки экипируются и прокачиваются вне боевых сессий. Оружие арендуется на время, одно за внутриигровую валюту, другое — за «реал». Впрочем, за тот же «реал» пушки можно приобрести в пожизненное пользование.
Оборудовать персонажа можно не только стволом, но и касками и бронежилетами различных свойств и расцветок, а также пассивными способностями (тихие шаги, например) и кучей другой полезной мелочевки. Хотя язык не поворачивается назвать мелочевкой авиационный пулемет или портативную турель...
► Новые персонажи покупаются в магазине как за виртуальные деньги, так и за валюту. Помимо внешнего вида, меняются некоторые характеристики: например, уменьшится скорость бега, но упрочнится броня. Кое-что продается за реальные деньги, но среди ассортимента для тружеников-бессребреников есть не менее серьезные вещички, пусть и чисто символически урезанные. Например, один «реальный» шлем дает 40% защиты от попаданий в голову, а другой, «бесплатный», защищает черепушку на 35%. Но с ним придется дослужиться до капитана. В Combat Arms звания — что-то вроде привычных уровней, открывают доступ к новым предметам и серверам с более продвинутыми соперниками.
Отягощающие карман деньги — настоящие или виртуальные — резонно потратить на разные приблуды для любимой винтовки: коллиматорные или оптические прицелы, увеличенные обоймы, глушители. Мало? Загляните в Gun Emporium, прихватив заработанные в боях детали, — после пары-тройки неудачных попыток параметры любимой пушки немного возрастут. Не совсем понятно, зачем так делать, если на выбор предлагают чертову прорву автоматов, дробовиков и снайперок; при таком ассортименте совсем не интересно подолгу облизывать одну-единственную пушку. Но вот, скажем, в этой же «кузнице» сотворить из пистолета-пулемета и редких ингредиентов легендарный «томмиган» — совсем другое дело.
► Берем пушку, выбираем бонус (урон или там точность), его величину, добавляем детали и вкладываем немного денег, чтобы увеличить вероятность успеха. Так и работает контора Буббы Ареса. Думать надо о добром, а стрелять — в кого прикажут
Что до непосредственно бойни, то часть режимов знакома нам еще по CS: вот установка и обезвреживание бомбы, вот обыкновенная командная перестрелка. Другие пришли из заводных боевиков вроде Quake и Unreal Tournament: захват флага и «все против всех».
► Мир глазами зараженного. Видимо, местные зомби — родня тем, что в Left 4 Dead. Уж больно эти лапы напоминают руки Курильщика. Дальше — чуть интереснее. Quarantine Mode — традиционная «контровая» вариация на тему зомби: один или несколько случайных игроков превращаются в мутантов и получают задание заразить уцелевших. Выжившим, в свою очередь, нужно расправиться с заболевшими товарищами, что нелегко — здоровье у больных, простите, богатырское. Хотя не заразившиеся тоже хороши: всегда находится хотя бы один умник, который спрячется так хорошо, что прочесывающий карту зондер-отряд нежити вовек его не сыщет.
Fireteam Mode — незамысловатый «кооператив». Команде из восьми человек противостоят компьютерные противники, которым доктор прописал свинцовые инъекции. Когда надоедает сражение тактик и умов, простецкая пробежка через армию ботов — самое то.
► Плечом к плечу пережить несколько волн мутантов. Как же здорово, когда мишень не стреляет в ответ! Последний и самый чудный режим — «охота на шпионов». Все игроки на сервере сражаются плечом к плечу, пока один из них не подберет кейс с секретными данными. Счастливчик становится шпионом — прытким, живучим детиной в черном, целью номер один для всего сервера. Шпион должен собрать четыре таких чемоданчика, но с рук этого ему никто не спустит. Раз чемоданчиков четыре, то и шпионов может быть до четырех — и друг другу эти отщепенцы готовы отщепить головы.
Тот, кто завладел всеми чемоданами, становится супершпионом. Отключается возрождение, а предприимчивый агент обрастает неприлично прочной броней и обзаводится пулеметом, огнеметом и ракетницей — так ему проще добраться до передатчика, чтобы отправить данные куда надо и тем самым победить. Игра превращается в подобие первобытной охоты на мамонта, только мамонт не спешит отступать. Зачем, если можно радостно истребить бывших однополчан?
► Наемники до зубов вооружены дорогущим оружием, а бомба самодельная — из куска пластида и мобильного телефона. Чем же местные персонажи занимаются в свободное время? Топографический кретинизм
► Combat Arms не устает напоминать, сколько народу угробил игрок. Не менее назойливой надписью поощряются двойные, тройные и прочие м-м-м-м-монструозные убийства. Карты в Combat Arms отличные. Их всего полтора десятка, зато они разные, и на каждой полно обходных путей, лазеек, нычек, полезных и опасных элементов рельефа. Поначалу недолго и заблудиться... но лучше уж потеряться, чем радостно носиться по коридорам, слепленным финансовым директором в 3DSMax.
Одна беда: время от времени встречаются читеры. Все-таки местная система защиты — не параноидальный Steam Guard, который банит на веки вечные за малейшую провинность. С другой стороны, встречаться-то они встречаются, но не так уж часто. Управа на них есть. Плохо себя ведешь? Раз, два, Vote kick — и давай, до свиданья!
► Стоит, как памятник, — нерушимый и спокойный. Палит в воздух, а пули сами летят во врага сквозь любые преграды. Чит-коды делают «жизнь» слишком легкой. И если закрыть глаза на условное засилье жуликов, проблема остается одна — старомодность. В интерфейсе, в графике. Да и в подходе к геймплею: тут ни QTE, ни постановочных сцен, ни даже боевой техники — одно бегательно-стрелятельное действие. Впрочем, хоть подход и на любителя, проигрышным его никак не назвать.
|