Америка вновь в опасности — некая группировка террористов грозится регулярно взрывать важные стратегические объекты, если США не выведут свои войска из 131 мирового государства (и кто тут еще террористы!). Проблема, видимо, нерешаемая — поэтому из пыльного мешка извлекают Фишера, дают ему команду, ведомственный самолет, а всю затею называют «Четвертым Эшелоном». Какая неожиданность.
На этом повествовательные находки Blacklist заканчиваются — дальше будет очередная история о том, как разношерстный отряд суперсолдат спасает звездно-полосатую Родину. Наверное, это даже хорошо. Попытки сделать из Conviction личную драму закончились, в принципе, ничем; Splinter Cell всегда ассоциировалась с мировыми заговорами, террористами и плохими русскими — так будет впредь. Последнее, впрочем, сильно урезали: русские в Blacklist есть (говорят преимущественно про плохое пиво в столовой, ох, гурманы...), но уже не несут на себе клеймо главных злодеев, и на том спасибо.
► География перемещений обширная: от неизвестных арабских деревушек до Лондона и грузино-российской границы Казенный самолет с горсткой подчиненных, выданный Фишеру в качестве бонуса к начальственной должности, только ленивый не сравнил с «Нормандией». Действительно, «Паладин» очень напоминает корабль Шепарда, а члены экипажа — его команду. С ними тоже можно перекинуться словечком (только до срамного дело не доходит), выбрать улучшения для самолета и самого Фишера, набрать побочных миссий. У каждого члена экипажа свой вид заданий, причем некоторые — исключительно кооперативные.
Выбравшись из самолета и оказавшись на враждебной земле, понимаешь, сколь многого мы лишились в Conviction, сделавшей Сэма загнанным диссидентом. Государственная поддержка — это не только транспорт, но и разнообразные шпионские гаджеты, по которым Фишер скучал, видимо, еще сильнее, чем мы. Можно ставить камеры под дверь, пускать удушающий газ, стрелять отравляющими нанострелами и — гвоздь программы — управлять миниатюрным вертолетиком. Им удобно зачищать целые комнаты: чудо техники снабжено усыпляющими (и не только) дротиками, а враги замечают непонятную жужжащую штуку, когда уже валяются на полу.
► Девушку слева вы, скорее всего, не узнаете. А ведь это Анна Гримсдоттир, наша старая знакомая. Из-за «ребрендинга» сразу и не поймешь Парагон и ренегат
Если вы пришли в Blacklist не ради исполнения детских желаний, а за первородным стелсом, вставайте в очередь — годы затворничества кончились, и Фишер вновь светит тремя огненными очами во тьме. Кошачья пластика, куча нелетального оружия, множество развилок... Дверь закрыта, мы — в окно. Или по трубе. Или через канализацию. Можно прихватить веревку — она здесь явно не просто так.
► Не обманывайтесь такими кадрами: Фишер подобрел и перестал проверять унитазы на прочность чужими головами. Скрытный путь — самый верный. В обход идти всегда проще, чем напрямую, а форточки, трубы и пробоины в стенах часто приводят прямо к цели. Разумеется, если вы (как и мы!) в свое время выбили в последнем Deus Ex достижение «пацифист», то Blacklist покажется издевательски легким: ну да, тут центральный вход, а через два метра, проходит, извините, секретный маршрут — нашли чем удивить. Ветеранам стелс-жанра игра и вправду покажется простенькой.
В таком случае позовите проверенного товарища и наберите побочных заданий у обитателей «Паладина». Эти миссии гораздо сложнее. Среди прочего, например, предлагают зачистить огромный особняк, скачать несколько важных файлов, связать начальника охраны и ни разу не попасться. Без сохранений. И без того острые ощущения усиливаются вторым игроком — кто-то из вас двоих обязательно сорвет операцию.
Маньякам и любителям огнестрельного оружия такой расклад, видимо, не по нраву. Ну что ж, наследие Conviction здесь проявляется не только в трехмерных титрах — осталась эффектная система «отметить-убить». Маркируете трех противников, и Фишер срывается с цепи: пули точно летят в адресатов, камера пляшет краковяк, монтаж внезапно копирует методы газонокосилки. Красиво, изящно и завораживает — поливать свинцом ничуть не менее интересно, чем играть в прятки. Другое дело, что боевиков у нас много, а полноценных стелс-игр пока не особо — не хочется лишать себя редкого удовольствия.
Вместе весело пахать
► Начало игры Splinter Cell: Blacklist. Сэм Фишер возглавляет Четвертый Эшелон и отправляется на первое задание в Бенгазии. Когда доедите основную кампанию, взгляните на мультиплеер. Соревновательные матчи не сильно отличаются от тех, что были в Conviction, — та же коллективная борьба условных ниндзя с условными тяжелыми пулеметчиками; кому нравилось раньше, понравится и сейчас. Совсем другое дело — кооперативные миссии, которые выдают на корабле. Там бесконечное «ты беги, я прикрою», синхронный штурм комнат, совместное скалолазание и череда подзатыльников, когда нерадивый напарник в который раз срывает сигнализацию.
Удивительное чувство ответственности — никакая Dota 2 на такое не способна. Отвечаешь не только за себя, но и за того парня; будет стыдно, если все сорвется по вашей вине. Но, разумеется, лучше играть с проверенными товарищами. Случайные люди из интернета иногда ведут себя крайне, гм, некуртуазно — порой жалеешь, что не работает дружественный огонь.
* * *
Blacklist возвратила в Splinter Cell вменяемый стелс, направила сюжет в привычное русло и достойно воплотила мультиплеер, чей путь начался еще в Pandora Tomorrow. Действительно портит игру только то, как она выглядит: будто не дорогой проект от ведущей студии, а вымученная, выстраданная поделка, сотворенная в годы безденежья. Особенно это заметно в роликах: у всех деревянные лица, и озвучка удручает даже в оригинале.
Обаяние Splinter Cell всегда было и в том числе обаянием денег — изящные движения Фишера, дождь стеной и битое стекло в сеточку. Blacklist же прост, как монгольский тугрик, внешне он не удивит ни дизайном, ни технологиями. Похож на младшего брата-неформала — какие-то родовые черты есть, но старые ботинки и растянутый свитер все портят.