Firaxis, верные себе, презентуют нововведения почти немедленно. Выбрав, как и раньше, уровень сложности и местоположение базы, мы вылетаем на первое задание и кроме привычной кучки сектоидов обнаруживаем контейнеры с неизвестным инопланетным веществом. Называется оно просто — «состав».
Это и есть материал для модификации подопечных солдат, сырье для работы двух новых лабораторий — отдела генетических модификаций и кибернетических улучшений. Всякого бойца, вне зависимости от класса и звания, теперь можно сделать мутантом или киборгом.
► Исследовать «состав» лучше пораньше — новые преимущества стоят того. Пройдя через имплантацию, оперативник лишится возможности идти в бой на своих двоих, зато научится пилотировать могучие боекостюмы. Боец МЭК (так эти костюмы зовутся в русской версии) считается отдельным классом, со своими способностями и вооружением.
На броню можно установить орудия массового поражения — от огнемета до накрывающего приличную площадь миномета, но настоящая сила — это удар кулаком, ломающий стены и повергающий наземь пришельцев любого калибра. Панцеркляйны из Silent Storm завидуют молча.
► МЭК во всем своем грозном величии. Попасть в него легко, а вот уничтожить не так-то просто. Платят за свою мощь МЭКи тем, что даже слепой и криворукий сектоид спокойно подстрелит их за полкарты, — укрытиями они пользоваться не способны. Поэтому, несмотря на богатырское здоровье, попавший под перекрестный огонь боекостюм довольно быстро отправится на свалку. Но одного или даже двух МЭКов на дело брать все равно стоит — такую огневую мощь упускать нельзя.
► Огнемет — едва ли не абсолютное оружие против органических противников, поскольку вгоняет их в панику. Вторая линейка модификаций, генная инженерия, куда проще в использовании и слегка отдает читерством: солдаты-мутанты многое приобретают, но, в отличие от киборгов, почти ничего не теряют. После нехитрых и доступных почти сразу же манипуляций с ДНК ваши бойцы научатся, например, тактической маскировке — при том, что до «призрачной брони» ждать еще две трети игры!
Кроме того, если МЭКи вам достаются после долгих исследований, то новые методы генной инженерии добыть куда легче: вскрывайте всех пришельцев подряд, и будет вам счастье. Ничто, кроме запасов «состава» и денежных средств, не ограничивает создание суперсолдат, ведь успех операций, в отличие от печально известных псионических тестов, всегда стопроцентный.
► Правильная комбинация мутагенов — и солдат станет на порядок сильнее. Обе новинки, несмотря на некоторый дисбаланс, придают проверенной механике XCOM простор для новых экспериментов. Если раньше комплектация отряда не уходила дальше вопросов «таскать ли танкетку SHIV» и «какого класса взять по два», то теперь, с возможностью более тонкой настройки солдат, можно вывести по-настоящему уникальный отряд.
А заодно и наградить тех, кто сумел отличиться в бою, — в игру добавили медали. Помимо ценности эстетической (увешанный орденами боец в парадной форме выглядит... внушительно) медали имеют и практическую — повышают характеристики оперативников. Какая-никакая мотивация беречь людей и выполнять операции «чисто».
► Награжденный солдат сражается лучше обычного — не жалейте медали! Враг среди нас
Вся эта возня с модификацией подопечных служит, разумеется, высшей цели — победить инопланетных захватчиков самым эффективным путем. А в рядах пришельцев тоже пополнение — среди них теперь встречаются кальмароподобные дроиды, умеющие уходить в «стелс», и закованные в бронекостюмы сектоиды, здоровьем и огневой мощью близкие к элитным мутонам.
► «Искатели» обожают подбираться невидимыми к одиноким солдатам и заключать их в холодные объятия. Вашим снайперам теперь хоть что-то угрожает. А еще в конфликт втянулась новая сторона — террористическая организация EXALT, больше напоминающая какой-то апокалиптический культ. Столкнуться с этими фанатиками доведется на заданиях Совета. Как и полагается экстремистской группе, действуют они скрытно и исправно пакостят правому делу: воруют деньги, поднимают в странах панику и угрожают испортить ваши успехи.
Обнаружив «филиал» EXALT, можно отправить туда одного из бойцов в качестве секретного агента — нечто похожее мы уже видели в дополнении Slingshot. Пара дней «на объекте» — и готов очередной кусочек разведданных о положении базы экстремистов. Но прежде, чем вы его получите, за агентом придется отправить спасательный отряд. Вот тогда-то мы и столкнемся с террористами лицом к лицу.
► Портить вам жизнь EXALT будет с душой — к счастью, по ним можно нанести превентивный удар. Новый противник на поверку оказывается калькой с наших родных оперативников, только смутно напоминающих агентов из недавнего «Бюро» . Террористы умело пользуются теми же классами, что и у нас, действуют в целом грамотнее пришельцев. Они не стесняются использовать взрывчатку, аптечки и другие полезные в бою вещи. Бой с EXALT очень напоминает сетевые сражения «XCOM на XCOM», и требуют такие сражения несколько другого подхода.
► Вот они, наши новые враги. Смотрятся стильно и стараются брать и числом, и умением. Борьба на два фронта делает игру значительно интереснее и сложнее. Если позволить террористам добраться до данных проекта XCOM (скажем, провалив пару миссий), они начнут расти технологически. Стартуют EXALT, как и мы, с огнестрельным оружием, а через какое-то время вполне могут добраться и до энергетического.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: попробуйте науки ради оглушить одного из террористов дугометом. Результат будет довольно любопытным. Кроме аугментаций и новых генов добавили и приличное количество нового снаряжения — взять хоть ворох гранат самых разных моделей, от светошумовых до начиненных иглами. Улучшений в литейном цехе тоже прибавилось, а вот школу офицеров не тронули — впрочем, не больно и нужно было.
НА ЗАМЕТКУ: любители сетевого режима порадуются нескольким новым картам, классам бойцов и новой экипировке из одиночной кампании. Кардинально тактику это вряд ли изменит, но экспериментам способствует. Таких новшеств, маленьких и не очень, в дополнении уйма — от кучи новых карт до существенных правок баланса и еще большего разрыва между уровнями сложности (теперь «классический» доставит не просто вагон, а товарный поезд проблем!).
► Уже к середине игры отряд можно укомплектовать, например, так. * * *
Перепробовать все новинки получится и за одно-единственное прохождение, но экспериментировать с отрядом, снаряжением и тактикой битвы, сочетая новое и старое, можно гораздо дольше. Enemy Within устроена так же, как и все последние дополнения от Firaxis, например — Gods & Kings для пятой Civilization. XCOM свойственна «партийность» Civilization, и на пару-тройку манчкинских забегов дополнения хватит почти наверняка.